Дороги из щебня и кирпичного боя
Одним из самых распространенных видов временных дорог являются варианты из щебня и кирпичного боя. Их особенность состоит в том, что они строятся из материалов переработки – крупного щебня, размолотого в дробилке кирпича и прочих аналогичных материалов. Это обеспечивает высокую прочность и очень низкую стоимость – такие дороги являются самыми дешевыми в своей категории.
Принцип строительства дорог из щебня и кирпичного боя очень прост. В первую очередь готовится основание. Как правило, для этого просто выравнивается и укрепляется грунт. Затем кладется слой раздробленного кирпича – он укрепляет конструкцию, позволяет щебню лежать не расползаясь. И уже затем выкладывается слой щебня, который утрамбовывается тяжелой техникой.
У дороги из щебня и кирпичного боя есть масса преимуществ:
· Её можно легко построить даже в самых неблагоприятных условиях. Идеальна для отдаленных участков;
· Стоит очень дешево. Она намного дешевле любой временной дороги, и при этом служит так же долго;
· Быстро строится. Для прокладки такой дороги нужны только материалы и самая простая техника;
· Легко демонтируется при необходимости. Экскаватору нужно просто вывезти щебень и строительный мусор.
Из минусов можно выделить только то, что она не такая ровная, как прочие дороги. При этом отсутствие постоянного полотна так же отрицательно сказывается на долговечности.
Виды щебня для строительства дорог
Щебень — один из главных природных материалов, используемых при дорожных работах, — помимо слоев непосредственно из этого материала, щебень также является одним из основных составляющих асфальта. Ежегодно в мире производится около трех миллиардов щебня, одну двадцатую часть которого изготавливают российские заводы – и около семидесяти миллионов кубометров этого щебня идет на дорожное строительство.
Расходы на материалы составляют более трети общей стоимости строительства, и от качества используемого сырья напрямую зависит качество получаемой дорожной одежды. Естественно, самые высокие требования предъявляются к щебню, с помощью которого создаются верхние слои покрытия при асфальтировании территорий.
Для строительства дорог используют щебень двух видов:
— рыхлые горные и осадочные скальные породы. К этой категории можно отнести доломит, известняк, а также другие породы с размерами фракций 0-40, 0-70, 5-20, 20-40, 40-70 мм. Эта разновидность щебня в основном применяется для создания оснований;
— магматические и метаморфические горные породы. К данной группе относят габбро, диабаз и гранит с фракциями 5-20 и 20-40 мм. Обычно с помощью такого щебня устраивают нижние слои покрытий.
Для насыпей и создания подушек под дорожное основание используют щебень фракций 20-40 и 40-70. В качестве заполнителя для высокомарочного бетона обычно используется щебень фракции 5-10 мм.
Известняковый щебень отличается меньшей прочностью, чем гранитный, однако в качестве материала для дорожного строительства он не менее популярен.
На данный момент выделяют еще одну категорию щебня — так называемый «кубовидный» щебень фракции 5-20 мм с зернами лещадной и игловатой формы (от 15%). Преимущества данного вида заключаются в повышенной прочности и меньшей вероятности образования трещин (долговечность асфальтобетонных покрытий увеличивается в 2-3 раза) при коэффициенте уплотняемости, близком к единице (это увеличивает морозостойкость покрытия). Кроме того, при использовании такого щебня снижается расход материалов, включая битум, а также уменьшаются время и трудозатраты на дорожной одежды (включая стоимость укладки асфальта).