В последнее время неизменно растет интерес к архитектурной подсветке совершенно разнообразных объектов как в архитектурном плане, так и в плане функционального назначения: бизнес-центры, банки, торговые центры, памятники культурного и исторического наследия, монументы, музеи, гостиницы, коттеджи и др. Здесь, ключевую роль играет профессионализм дизайнеров, разрабатывающих архитектурную подсветку. Это связано с тем, что клиент, размещая заказ на разработку проекта архитектурной подсветки, в первую очередь желает видеть, как будет выглядеть его объект еще до закупки и монтажа светотехнического оборудования. Вот здесь-то и нужно прикладывать максимум усилий и навыков инженеров-проектировщиков, чтобы оправдать ожидания Заказчика.

При разработке проекта архитектурной подсветки очень важно учитывать назначение объекта, внешнее его окружение и местоположение. Например, создание яркой  светодинамической подсветки на фасаде здания, обращенного к, скажем, фасаду жилого дома будет вызывать явное недовольство жильцов. Подсветка, к примеру, серого монолитного памятника с использованием прожекторов с лампами разных цветов будет нелепо смотреться в вечернее время суток.

Любые работы по архитектурной подсветке объектов начинаются с разработки концепции освещения объекта. На первом этапе разрабатывается дизайн-проект в двухмерном (2D дизайн-проект) или трехмерном (3D дизайн-проект) виде.

2D дизайн-проект архитектурной подсветки
разрабатывается в следующих случаях:
— когда объект существует (можно сделать фотографии интересующих фасадов и по ней сделать визуализацию архитектурного освещения)
— когда объект существует, но находится на стадии реставрации фасадов. При этом существует двухмерная или трехмерная визуализация фасадов и Заказчик готов предоставить эти материалы
— в связи с необходимостью создания в ограниченные сроки видения по архитектурной подсветке объекта.
— ввиду ограниченности бюджета, выделяемого на разработку концепции архитектурного освещения
Срок выполнения 2D дизайн-проекта обычно составляет 1-2 дня.

3D дизайн-проект архитектурной подсветки разрабатывается в следующих случаях:
— когда объект существует только «на бумаге» или только начал строится, при этом есть его трехмерная компьютерная визуализация
— когда необходимо получить картину вечернего освещения с высокой точностью, т.е. максимально приближенную к тому, что получится после реализации проекта архитектурной подсветки.
— когда необходимо создать анимированный видеоролик для лучшего восприятия архитектурной подсветки
— при создании светодинамических эффектов и сценариев на фасадах здания
— когда бюджет и временные рамки позволяют заказать трехмерный дизайн-проект.

Срок выполнения 3D дизайн-проекта обычно составляет 2-4 недели.

Режимы работы осветительной архитектурной установки

Различают несколько режимов архитектурной подсветки:
— праздничный режим (когда работают все приборы архитектурного освещения). Режим предусматривает включение осветительной установки в дни праздников, массовых гуляний, во время проведения увеселительных мероприятий, в дни города, в дни юбилея компании и т.д.
— рабочий режим или повседневный. Режим предусматривает включение определенного набора световых приборов архитектурной подсветки в рабочие дни. Возможно селективное включение фасадов.
— дежурный режим. Режим предусматривает включение ограниченного числа световых приборов осветительной установки, например, включение приборов, подсвечивающих только главный фасад или входную группу, либо включение приборов, «обозначающих» здание в вечернее время суток.

Виды архитектурной подсветки

В общем случае различают три вида архитектурной подсветки: статическая подсветка, динамическая подсветка и их комбинация.

Статическая архитектурная подсветка подразумевает включение световых приборов осветительной установки без изменения их световых характеристик во времени.

Динамическая архитектурная подсветка позволяет реализовывать различные варианты архитектурной подсветки как в цветовом так и в световом отношении, вплоть до создания уникальных светодинамических представлений.

Расположение световых приборов на фасадах

Важно учитывать при проектировании архитектурной подсветки, т.к. в дневное время наличие на красивом фасаде большого числа прожекторов на длинных выносных консолях может «испортить» фасад, нарушить  его эстетическое восприятие. Считается «хорошим тоном» когда удается найти оригинальные приемы освещения и установить прожекторы архитектурной подсветки, таким образом, что в дневное время суток световые приборы не видны на фасаде, а в вечернее  время виден только свет от прожекторов. В тех случаях когда невозможно «спрятать» прожекторы на фасадах, хорошим приемом является покраска прожекторов и металлоконструкций под цвет фасада. Определенные требования предъявляются и к металлоконструкциям. Они должны быть эстетичны, просты в монтаже и надежны в эксплуатации.