На вопрос о влиянии качества дорожного покрытия на скорость автомобилей каждый водитель ответит однозначно. Зависимость есть. И прямая: чем лучше полотно, тем быстрее можно ехать, и тем безопаснее будет движение… для подвески машины. Но на поверку все не так просто.
Ямы, колдобины и скорость
Начнем с первого, что приходит в голову при разговоре о «качестве дороги», — с дорожного покрытия. Идеально ровный асфальт — лучшее место для разгона, а значит, и поток автомобилей сможет ехать быстрее — настолько, насколько хватит двигателя. Глубокие ямы, высокие кочки, колдобины, напротив, снижают скорость до минимальной — вплоть до 10-15 км/ч. Перед такими участками, если они возникли на федеральной или региональной трассе, скапливаются пробки. Такие трассы стараются объезжать вовсе, выбирая альтернативные пути: водители берегут подвеску и колеса.
Однако «качество» – понятие растяжимое. Существуют нормы и требования, которым следуют дорожные службы и муниципальные власти. В частности, даже на федеральных трассах допустимо образование небольших неровностей, никак не влияющих ни на скорость, ни на безопасность движения. Яма глубиной в 1 см, небольшая трещина, которую будет сложно заметить, возвышение — от заплатки — не сделают скорость потока ниже, если учитывать ограничения, зафиксированные в ПДД.
Вопрос в том: насколько дороги в хорошем качестве увеличат время в пути? Будет ли велика разница между 120 и 80 км/ч на федеральной трассе и на небольшой дороге к поселку?
Как показывает практика, на федеральной трассе требования к качеству дорог намного выше. Так, на путь из Питера в Москву может уйти 6-7 часов — при высокой скорости (до 120 км/ч), а может и 10-11 часов — при скорости в 80 км/ч. Что уж говорить об участках с глубокими ямами, на которых водители вынуждены сбрасывать до 20-30 км/ч?
Чтобы сохранить высокую скорость потока, федеральные и региональные трассы регулярно ремонтируют, заменяя покрытие полностью. Ямочный ремонт производят на городских и загородных дорогах.
Элементы дорог и скорость
Дороги в хорошем качестве представляются обычному водителю как идеально ровный асфальт. Но на деле большую роль играют разметка, ширина дороги, количество полос, металлические отбойники, светофоры, число и расположение поворотов и многое другое.
Так, огромное влияние оказывает на скорость потока количество полос. Если дорога двухполосная (то есть по одной полосе на каждое направление), это может сильно задержать поток. Скорость снизится до 70-80, а возможно, и до 40-50 км/ч: на трассу может выехать старый автобус, грузовик, даже трактор. Задержать поток могут и ремонтные дороги, и аварии, и любые другие препятствия, сужающие дорогу до одной полосы.
Сокращают скорость и повороты, подъемы и спуски, светофоры. Но, как показывает опыт (например, на немецких автобанах), эти «ограничители» благотворно влияют на уровень безопасности. Доказано, что именно длинные прямые участки являются самыми опасными: новички на них разгоняются, сильно превышая допустимую скорость, опытные водители, соблюдающие ПДД, засыпают.
Ехать быстрее или безопаснее?
Очевидно, что именно скорость, спешка водителей становится причиной большинства аварий. И то, что заставляет их ехать быстрее (например, идеальное покрытие), можно исключить. На деле это не так: плохое качество дорог (дорожных покрытий) сказывается на подвеске, приводит в некоторых случаях к внезапным поломкам и ДТП. Объезжая редкие, но глубокие ямы, водители рискуют столкнуться друг с другом.
Ограничителем скорости — до установленных в правилах 60, 90, 110 км\ч — должны служить не ямы и колдобины, а знаки, светофоры и искусственные неровности.