Земляные работы занимают значительное место при сооружении железной дороги и составляют в среднем около 20—25 от стоимости всей линии. На дорогах, проходящих в горных районах или в сложных гидрогеологических условиях, объём и стоимость земляных работ резко возрастают.

Как известно, земляное полотно имеет большую протяжённость и состоит из чередующихся между собой насыпей и выемок. При разработке выемок грунт перемещается в насыпи или в кавальеры. Насыпи образуются путём отсыпки их из грунтов, получаемых из смежных выемок, резервов или карьеров.

Поэтому одним из основных вопросов при сооружении земляного полотна является целесообразное распределение земляных масс, т. е. выяснение количества грунта, перемещаемого в насыпи из выемок и резервов, а также объёма грунта, вывозимого из выемок в кавальеры; при этом стремятся, чтобы годные для насыпей грунты из выемок укладывались в насыпи. Это уменьшает общий объём грунта, подлежащего разработке. Одновременно сопоставляется стоимость возведения насыпей из грунтов выемок со стоимостью отсыпки их из резервов. .

Окончательное распределение земляных масс производится с учётом принятых методов разработки и транспортировки грунта и предназначенных для работ землекопных и транспортных машин.

Другим основным вопросом «организации земляных работ является выбор способов их производства на разных участках в зависимости от рода грунта, дальности возки, объёма работ и других условий.